
|
.:: Прямые ссылки ::.
|
|
МЕСТО ВАШЕЙ
РЕКЛАМЫ!!!
|
|
|
|
Л. Н. Толстой
|
| |
|
скачать |
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский
писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик
(1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54),
«Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего
мира, моральных основ личности стало главной темой
произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия,
духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду»
сословных отношений, проходят через все его творчество. В
повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет
выход в приобщении к природе, к естественной и цельной
жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69)
воссоздает жизнь различных слоев русского общества в
Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа,
объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с
Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути
духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия
русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны
как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В
романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во
власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой
обнажает ложные основы светского общества, показывает
распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным
сознанием он противопоставляет самоценность жизни как
таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и
вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С.
Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный
кризис, позднее захваченный идеей нравственного
усовершенствования и «опрощения» (породившей движение
«толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой
критике общественного устройства — современных
бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901
отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры,
всего жизненного уклада «образованных классов»: роман
«Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната»
(1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911)
и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к
темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения
(повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий»,
1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904,
опубликован в 1912). Публицистические сочинения
морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82),
«В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви
и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления
злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни
приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции
Астапово.
* * *
ТОЛСТ�ОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828,
усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября
1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой)
Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф,
русский писатель.
«Радостный период детства»
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.
Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда
Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов
семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»:
некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к
искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное
сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской
(«Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной
войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым
характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом
Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая
огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному
наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались
для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым
материалом для его произведений, отразились в
автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в
дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844
Толстой поступил в Казанский университет на отделение
восточных языков философского факультета, затем перевелся
на юридический факультет, где проучился неполных два года:
занятия не вызывали у него живого интереса и он со
страстью предался светским развлечениям. Весной 1847,
подав прошение об увольнении из университета «по
расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам»,
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить
весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен
экстерном), «практическую медицину», языки, сельское
хозяйство, историю, географическую статистику, написать
диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в
музыке и живописи».
«Бурная жизнь юношеского периода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом
хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях
(эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857),
осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в
Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся:
то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно
отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру,
то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.
Религиозные настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В
семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные
тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и
борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой
вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло
серьезное желание писать и появились первые незавершенные
художественные наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года
Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,
выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных
действиях (сначала добровольно, потом был принят на
службу). Кавказская природа и патриархальная простота
казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом
дворянского круга и с мучительной рефлексией человека
образованного общества, дали материал для
автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские
впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853),
«Рубка леса» (1855), а также в поздней повести
«Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись
в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот
«край дикий, в котором так странно и поэтически
соединяются две самые противоположные вещи — война и
свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и
отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего
имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность»,
1855-57, составила автобиографическую трилогию).
Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее
признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в
Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его
перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую
личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления и
литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для
солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских
рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех
(очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже
Александр II). Первые произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью психологического анализа и
развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г.
Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы,
позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере
позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании
новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и
таинственности, религии практической».
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в
кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А.
Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили
как «великую надежду русской литературы» (Некрасов).
Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении
Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и
конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой
среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди»
(1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я
опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в
Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во
Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские
впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся
в Москву, затем — в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной
Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в
1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться
со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел
полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И.
Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии,
изучал популярные педагогические системы, в основном не
удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил
в специальных статьях, доказывая, что основой обучения
должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в
преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная
Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же классическими образцами
детской и народной литературы, как и составленные им в
начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в
отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск
(искали тайную типографию).
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней
дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался
семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени
1863 он захвачен новым литературным замыслом, который
долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год».
Время создания романа было периодом душевного подъема,
семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой
читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи
(в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в
архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское
поле, продвигаясь в работе медленно, через множество
редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена,
опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода,
будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в
«Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман
читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив
сочетанием широкого эпического полотна с тонким
психологическим анализом, с живой картиной частной жизни,
органично вписанной в историю. Горячие споры
спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой
развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали
упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об
Отечественной войне действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой
характеризовал свой замысел как попытку «писать историю
народа» и считал невозможным определить его жанровую
природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни
повести, ни поэмы, ни истории»).
«Анна Каренина» (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать в печати свои
педагогические взгляды, Толстой работал над романом о
жизни современного ему общества, построив композицию на
противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма
Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней
идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого
самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по
психологическому рисунку. Начало работы совпало с
увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе
дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным
рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала
роман как любовный. Смысл существования «образованного
сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг
вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже
симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро
публицистично для многих современников, прежде всего для
Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в
«Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе,
по словам Толстого) переведена в социальное русло,
беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о
самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного
кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но
назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве, прежде всего в
переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое
преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место
в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова
соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец
Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп»
(1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе
«После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная
публицистика Толстого дает развернутое представление о его
душевной драме: рисуя картины социального неравенства и
праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме
ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни
и веры, подвергал критике все государственные институты,
доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака,
достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя
отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в
1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882),
«Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью
в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском
языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?»
(1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью
опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме»
(1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация
Толстого опирается на представление о христианстве как о
нравственном учении, а этические идеи христианства
осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного
братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ
Евангелия и критические штудии богословских сочинений,
которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого
«Исследование догматического богословия» (1879-80),
«Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем
моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые
Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию
христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась
его проповедь непротивления злу насилием, ставшая
импульсом к созданию целого ряда художественных
произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей
птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с
близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С.
Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались
издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по
инициативе и при ближайшем участии Толстого, который
определял задачу «Посредника» как «выражение в
художественных образах учения Христа», «чтобы можно было
прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот,
и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы
себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о
христианстве Толстой выступал против христианской
догматики и критиковал сближение церкви с государством,
что привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно
признанный писатель и проповедник был официально отлучен
от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
«Воскресение» (1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий
Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
нравственного очищения, приводящий его к деятельному
добру. Повествование построено на системе подчеркнуто
оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность
общественного устройства (красота природы и лживость
социального мира, правда мужицкого быта и фальшь,
господствующая в жизни образованных слоев общества).
Характерные черты позднего Толстого — откровенная,
выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой
— сторонник нарочито тенденциозного, дидактического
искусства), резкий критицизм, сатирическое начало —
проявились в романе со всей наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя,
обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от
владения частной собственностью вызывал резкое
недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых
записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний
Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П.
Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для
него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был
сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции
Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел
последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье
Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую
известность не только как писатель, но и как религиозный
мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого
в Ясной Поляне.
Сочинения:
Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное
изд.).
Литература:
Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг.,
1923. Т. 1-4.
Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича
Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.
Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.
Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.,
1963.
О. Е. Майорова. |
| |
|
скачать |
|
| | | |
|