
|
.:: Прямые ссылки ::.
|
|
МЕСТО ВАШЕЙ
РЕКЛАМЫ!!!
|
|
|
|
Булгаков М.А. |
|
Анализ эпизода "Черная магия
и ее разоблачение" романа М.Булгакова "Мастер и
Маргарита". |
| |
| Роман Михаила Булгакова «Мастер
и Маргарита» - многоплановое произведение. Одна из
наиболее важных проблем, поднимаемых автором в книге, -
это проблема человеческой нравственности, милосердия,
борьбы добра и зла. С этой точки зрения двенадцатая глава
«Черная магия и ее разоблачение» является ключевой, так
как в ней Булгаков разоблачает все основные людские пороки
и слабости, сатирически изображая москвичей 30-х годов.
Эпизод начинается с описания приготовлений к концерту и
встречи артистов, публика, «возбужденная и предвкушающая
интересный номер», заполняет зал. Первый же карточный
фокус, исполненный котом Бегемотом и Коровьевым,
становится испытанием, проверкой на жадность. Появление по
воле артистов в кармане одного из зрителей пачки червонцев
вызывает реплику: «Сыграйте и со мной в такую колоду», а
устроенный далее денежный дождь рождает настоящую охоту за
купюрами: «Поднимались сотни рук… всюду гудело слово
«червонцы, червонцы»…кое-кто уже ползал в проходе, шаря
под креслами, многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые
капризные бумажки». Булгаков подчеркивает алчность, с
иронией отмечая: «Это был ни с чем по прелести не
сравнимый запах только что отпечатанных денег». Дальнейшие
события: драка в бельэтаже, потребовавшая вмешательства
милиции, «случай так называемого вранья» конферансье
Бенгальского, его обезглавливание по требованию публики и
по ее же просьбе возвращение головы на место – все это
позволяет «профессору черной магии» Воланду сделать вывод:
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…ну,
легкомысленны…ну что ж…и милосердие иногда стучится в их
сердца…обыкновенные люди… в общем напоминают прежних».
Булгаков устами Воланда отмечает, что люди, несмотря на
техническое развитие, мало изменяются внутренне, а значит,
нравственные законы и ценности, определяющие их поведение,
вечны. Данная глава является кульминацией взаимоотношений
дьявола и горожан, после событий в театре Воланд проводит
бал и покидает Москву вместе со свитой. Ситуация,
описываемая Булгаковым в этом эпизоде, реальна и
фантастична одновременно: артисты и их фокусы – вымысел
автора, но поведение и поступки людей во время спектакля
абсолютно достоверны и вполне могли иметь место в жизни.
Тип речи в данном эпизоде – повествование с элементами
описания. Автор словно наблюдает за героями, оставляя
читателю возможность самому делать выводы. Интересны
изобразительные средства языка, используемые Булгаковым
при описании «вавилонского столпотворения» в театре: тенор
Фагота «козлиный», взрывы хохота «адские» и «сатанинские»,
женщины «как буря» бегущие за платьями на сцену, «самые
верные и праведные водяные знаки» на купюрах. Они вместе с
просторечиями, употребляемыми Коровьевым и москвичами:
«нахлобучил», «таперича», «плюха», «молоть чушь» - создают
особый язык, простой и образный одновременно, доступный
читателю и отражающий характерные черты эпохи 30-х годов.
Таким образом, двенадцатая глава, органично соединяя
реальное и фантастическое, играет важную роль в раскрытии
философского подтекста романа и отражает его стилевое
богатство и своеобразие. |
|
|
|
<< вернуться к
выбору сочинения |
|
|
| | |
|